Про самоомоценку

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Так говорит нам википедия и учебники по психологии.
Если подумать, то впервые с оценкой себя мы встречаемся в самом детстве, когда мама, папа или другие близкие, а потом и не очень близкие говорят нам как правильно и неправильно, что хорошо, а что плохо. А откуда они все это узнали?! Правильно - от своих родителей и воспитателей, а те от своих и так далее. А что, если эти данные устарели, или были неверно истолкованы нашими предками?! Что мы тогда получим? - искаженные представления о правилах, нормах и, самое главное, о себе. Самооценка - это что-то, что все-таки было усвоено, а соответственно пришло из вне и поэтому может быть неверным или искаженным.
Например: я люблю есть сладкое, и получаю от этого большое удовольствие. И чувствую себя я хорошо. Но люди говорят, что есть сладкое - плохо. По телевизору сказали, что сахар - это зло, а мои любимые пирожные - вообще убийцы. И мама говорила, что от сладкого толстеют. А толстых, как говорила мама, никто не любит (жуть!)
Вот в этом месте начинаются проблемы и с самооценкой в том числе. Я начинаю оценивать себя как плохого за то, что я люблю сладкое (потому как есть мнение - основанное на тв-программах, маме или ещё какой-то информации, что это плохо) а, совершая плохой поступок, я автоматически становлюсь плохим. Если я продолжаю есть сладкое - моя самооценка падает, если прекращаю есть сладкое - самооценка растёт (на время), затем сильно падает (особенно в моменты, когда я не могу удержаться от соблазна). И в том и в другом случае сильно нарушается контакт с собой и с получением удовольствия. Это может привести к тотальному запрету на удовольствия и неврозоподобному состоянию, а иногда и к развитию полноценного невроза.
На мой взгляд - самооценка в том виде, в котором мы ее встречаем - хорошо/плохо, правильно/неправильно - помогает ориентироваться в первые 20 лет жизни, а, возможно, и меньше. Затем необходима трансформация и некоторое избавление от шаблонов оценивания, потому как они ни ко всему подходят. Важно развивать собственную ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, что в конечном итоге должно если не заменить самооценку, то хотя бы стать равнозначной ей опорой для зрелой личности.
Чувствительность - это способ реагирования и отклика, соответственно идёт изнутри, а, следовательно, более живое и гибкое, чем самооценка.